Одни
педагоги под дидактикой
понимают
теорию обучения и
образования.
Другие искусство
обучения.
Наверное, и те и другие,
по-своему,
правы (Хуторской А.В.)
С 26 по 28 сентября состоялся мастер-класс
на тему "Дидактическая инженерия" с известным российским ученым
Чошановым Муратом Ашировичем, доктором педагогических наук, профессором кафедры
высшей математики и подготовки учителей Техасского университета (г. Эль-Пасо,
США).
Цель
мастер класса познакомить с основами «дидактической инженерии».
Задачи:
-
рассмотреть сущность понятий «дидактика»,
«инженерия», «дидактическая инженерия»;
-
изучить этапы дидактики и ее взаимосвязь с инженерией;
-
проанализировать появление Е-Дидактики.
1.
При
решении первой задачи рассмотрели сущность понятий «дидактика», «инженерия», «дидактическая инженерия».
Дидактика - теория обучения и
образования.
Инженерия - это процесс анализа,
проектирования и конструирования объектов/механизмов для практических целей.
Дидактической инженерии - сфера
научно-практической деятельности учителя-инженера или команды учителей по
анализу, проектированию и конструированию дидактических объектов, их применению
в учебном процессе с целью достижения планируемых результатов обучения.
R.
Douady (1997) определяет дидактическую инженерию как последовательность
спроектированных учителем-инженером взаимосвязанных дидактических действий по
выполнению учебного проекта с группой учащихся.
K.
Ruthven (2002) считает, что дидактическая инженерия нацелена, прежде всего, на
«высокоточное» проектирование процесса обучения, которое впоследствии может
быть воспроизведено в другой «точке» времени и пространства при выполнении
заранее определенных условий.
2.
При
решении второй задачи изучили этапы дидактики и ее взаимосвязь с инженерией
1.
•
Дидактика-риторика (метод Сократа 4 в до н.э)
2.
•
Дидактика-диалектика («Дидаскаликон» Сен
Викторского 1120-1555)
3.
•
Классическая дидактика (Ратке 1613 и Коменский 1657)
4.
•
Дидактика эпохи информатизации (Артик 1991, Де Анжело 2007)
Первые попытки
связать дидактику и инженерию были в европейских странах 90х годах.
Логвинов И.И. предложил выделить в
дидактике область знания - дидактическую инженерию определяющую нормативные
принципы организации процесса обучения (2005 г.).
Необходимо анализировать дидактические
процессы и ситуации, проектировать, конструировать и применятьрезультативные
дидактические продукты. Всё это составляет основу дидактической инженерии!
Потому что инженерия-это процесс
анализа, проектирования и конструирования объектов/механизмов для практических
целей.
Инженерия бывает:
1.
генная (определяется как совокупность методов молекулярной биологии и
генетики, связанных с целенаправленным анализом, моделированием и
конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов.)
2.
программная (связана с анализом и разработкой программного обеспечения и
интеграцией этого программного обеспечения с различными компьютерными
платформами и системами)
3.
социальная («деятельность по проектированию новых социальных
институтов...»).
4. дидактическая инженерия (речь идет об анализе, проектировании и
конструировании дидактических объектов для учебных целей)
Связующее звено между дидактикой-наукой
и дидактикой-искусством - является способность учить результативно! (Ruthven, 2002)
Дидактика –это наука, инженерия и
искусство обучения.
3.
В
третьей задаче проанализировали опыт Чошанова М.А.
В
наше время добивалась четвертая вершина с признанием существенной роли
ТЕХНОЛОГИИ в опосредовании отношений между содержанием, студентом и учителем.
Отсюда- происходит координальный сдвиг:
•В
целях: от знаний и умений кИКТ интегрированным компетенциям.
•В
методологии: от теории обучения к инженерии обучения.
•В
формах: от классно-урочной системы к виртуальной обучающей среде.
•В
методах: от активных к интерактивным методам.
•В
способах подачи информации: от текста к гипертексту и медиа.
•В
способах хранения информации: от бумажных носителей к электронным документам.
•В
функции учителя: от преподавания к инженерии обучающей среды.
•В
способах коммуникации: от учебной дискуссии в аудитории к форумам, блогам и
социальным сетям.
Произошло
переосмысление и появляется Е-Дидактика: наука, инженерия и искусство
е-обучения!
В конце
мастер-класса был проанализирован опыт Чошанова М. А. на
примере работы в школе, где перед ним стояли следующие дидактические задачи:
АНАЛИЗ:
· анализ и
разработка учебных целей и ожидаемых результатов обучения;
· подробный анализ
содержания и методов обучения;
· изучение
самостоятельных работ учащихся с анализом типовых ошибок и разработка методов
их устранения;
· проведение
анализа видео-кейсов уроков математики;
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
И КОНСТРУИРОВАНИЕ:
· проектирование
системы уроков и дидактических ситуаций для развития познавательных
способностей учащихся;
· отбор и
конструирование системы задач и упражнений для формирования у учащихся основных
понятий курса математики;
КОНТРОЛЬ
И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА:
· оценка уровня
обученности школьников;
· Пвзаимопосещение
уроков коллег с последующим анализом их проведения.
Поставленные задачи профессор Чошанова М. А. в процессе работы в школе
выполнил. Это говорит о высоком профессионализме ученого.
ВЫВОД:
Мастер-класс - это один из основных
способов быстрого освоения новых технологий и повышения профессионального
мастерства. Мастер-класс - это двусторонний процесс,
так как дает возможность учиться, наблюдая, как мастер обучает других. На
семинаре обсуждаются сообщения, доклады.
Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений.
Чошанов М. А. в процессе мастер-класс перешел на координацию обсуждений. Следовательно, у нас
состоялся не мастер-класс, а семинар. Объясняется это тем, что слушателей
больше интересовали, как проходит образовательный процесс в США и
профессиональная образовательная деятельность профессора в Техасе. Контингент
слушателей был представлен не только студентами, но и учителями и
преподавателями.
Большой
интерес вызвалдистанционный курс ученого. Дистанционное образование
повысит качество образования, считает профессор. Но дистанционный курс будет
эффективным, если «быть в интернете утром-днем-вечером». У самого профессора
только один такой дистанционный курс, по словам профессора, два курса сделать
почти невозможно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий