Отзыв на семинар Чошанова М.А.


                                                                                     Одни педагоги под дидактикой
                                                                                     понимают теорию обучения и
                                                                                     образования. Другие искусство
                                                                                     обучения. Наверное, и те и другие,
                                                                                     по-своему, правы (Хуторской А.В.)

С 26 по 28  сентября состоялся мастер-класс на тему "Дидактическая инженерия" с известным российским ученым Чошановым Муратом Ашировичем, доктором педагогических наук, профессором кафедры высшей математики и подготовки учителей Техасского университета (г. Эль-Пасо, США).

Цель мастер класса познакомить с основами «дидактической инженерии».
Задачи:
- рассмотреть сущность понятий «дидактика»,  «инженерия», «дидактическая инженерия»;
- изучить этапы дидактики и ее взаимосвязь с инженерией; 
- проанализировать появление Е-Дидактики.


1.        При решении первой задачи рассмотрели сущность понятий «дидактика»,  «инженерия», «дидактическая инженерия».
Дидактика - теория обучения и образования.
Инженерия - это процесс анализа, проектирования и конструирования объектов/механизмов для практических целей.
Дидактической инженерии - сфера научно-практической деятельности учителя-инженера или команды учителей по анализу, проектированию и конструированию дидактических объектов, их применению в учебном процессе с целью достижения планируемых результатов обучения.
R. Douady (1997) определяет дидактическую инженерию как последовательность спроектированных учителем-инженером взаимосвязанных дидактических действий по выполнению учебного проекта с группой учащихся.
K. Ruthven (2002) считает, что дидактическая инженерия нацелена, прежде всего, на «высокоточное» проектирование процесса обучения, которое впоследствии может быть воспроизведено в другой «точке» времени и пространства при выполнении заранее определенных условий. 

2.        При решении второй задачи изучили этапы дидактики и ее взаимосвязь с инженерией
1.        • Дидактика-риторика (метод Сократа 4 в до н.э)
2.        • Дидактика-диалектика («Дидаскаликон» Сен  Викторского 1120-1555)
3.        • Классическая дидактика (Ратке 1613 и Коменский 1657)
4.        • Дидактика эпохи информатизации (Артик 1991, Де Анжело 2007)
Первые попытки связать дидактику и инженерию были в европейских странах 90х годах.
Логвинов И.И. предложил выделить в дидактике область знания - дидактическую инженерию определяющую нормативные принципы организации процесса обучения (2005 г.).
Необходимо анализировать дидактические процессы и ситуации, проектировать, конструировать и применятьрезультативные дидактические продукты. Всё это составляет основу дидактической инженерии!
Потому что инженерия-это процесс анализа, проектирования и конструирования объектов/механизмов для практических целей.
Инженерия бывает:
 1.  генная (определяется как совокупность методов молекулярной биологии и генетики, связанных с целенаправленным анализом, моделированием и конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов.)
2.  программная (связана с анализом и разработкой программного обеспечения и интеграцией этого программного обеспечения с различными компьютерными платформами и системами)
3.  социальная («деятельность по проектированию новых социальных институтов...»).
4. дидактическая инженерия  (речь идет об анализе, проектировании и конструировании дидактических объектов для учебных целей)
Связующее звено между дидактикой-наукой и дидактикой-искусством - является способность учить результативно! (Ruthven, 2002)
Дидактика –это наука, инженерия и искусство обучения.

3.    В третьей задаче проанализировали опыт Чошанова М.А.
В наше время добивалась четвертая вершина с признанием существенной роли ТЕХНОЛОГИИ в опосредовании отношений между содержанием, студентом и учителем. Отсюда- происходит координальный сдвиг:
•В целях: от знаний и умений кИКТ интегрированным компетенциям.
•В методологии: от теории обучения к инженерии обучения.
•В формах: от классно-урочной системы к виртуальной обучающей среде.
•В методах: от активных к интерактивным методам.
•В способах подачи информации: от текста к гипертексту и медиа.
•В способах хранения информации: от бумажных носителей к электронным документам.
•В функции учителя: от преподавания к инженерии обучающей среды.
•В способах коммуникации: от учебной дискуссии в аудитории к форумам, блогам и социальным сетям.
Произошло переосмысление и появляется Е-Дидактика: наука, инженерия и искусство е-обучения!


В конце мастер-класса был проанализирован опыт Чошанова М. А. на примере работы в школе, где перед ним стояли следующие дидактические задачи:
АНАЛИЗ:
· анализ и разработка учебных целей и ожидаемых результатов обучения;
· подробный анализ содержания и методов обучения;
· изучение самостоятельных работ учащихся с анализом типовых ошибок и разработка методов их устранения;
· проведение анализа видео-кейсов уроков математики;
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ:
· проектирование системы уроков и дидактических ситуаций для развития познавательных способностей учащихся;
· отбор и конструирование системы задач и упражнений для формирования у учащихся основных понятий курса математики;
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА:
· оценка уровня обученности школьников;
· Пвзаимопосещение уроков коллег с последующим анализом их проведения.
Поставленные задачи профессор Чошанова М. А. в процессе работы в школе выполнил. Это говорит о высоком профессионализме ученого.


ВЫВОД:
Мастер-класс - это один из основных способов быстрого освоения новых технологий и повышения профессионального мастерства. Мастер-класс - это двусторонний процесс, так как дает возможность учиться, наблюдая, как мастер обучает других. На семинаре  обсуждаются сообщения, доклады. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений.
Чошанов М. А.  в процессе мастер-класс перешел на координацию обсуждений. Следовательно, у нас состоялся не мастер-класс, а семинар. Объясняется это тем, что слушателей больше интересовали, как проходит образовательный процесс в США и профессиональная образовательная деятельность профессора в Техасе. Контингент слушателей был представлен не только студентами, но и учителями и преподавателями.
Большой интерес вызвалдистанционный курс ученого. Дистанционное образование повысит качество образования, считает профессор. Но дистанционный курс будет эффективным, если «быть в интернете утром-днем-вечером». У самого профессора только один такой дистанционный курс, по словам профессора, два курса сделать почти невозможно.

Такие мастер-классы нужны, но это не значит, что надо следовать только тому, что предлагают зарубежные ученые. У нас тоже много всего интересного!

Комментариев нет:

Отправить комментарий