Модуль 4.Практическое занятие 1.

Задание 1. Составьте аннотированный глоссарий понятий по теме
«Проектирование дистанционных учебных курсов».
SCORM: Sharable Content Object Reference Model (SCORM) - стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения. Данный стандарт содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML.
Автор курса дистанционного обучения: специалист, участник коллектива разработчиков электронного курса, который владеет конкретной предметной областью, а также умеет трансформировать свои знания в пригодную для осуществления учебного процесса форму
Вебинар (Webinar, (англ. — web + seminar, вебинар): разновидность онлайн-взаимодействия, в ходе которого ведущий и аудитория общаются в текстовых, аудио- или видеочатах. Высказывания иллюстрируется текстами, графикой или видео или сопровождаются надписями и рисованием на электронной доске
Виртуальная аудитория: множество удаленных друг от друга рабочих мест, объединенных каналами передачи данных и используемых в рамках технологии дистанционного обучения обучаемыми для выполнения одинаковых в содержательном отношении учебных процедур при возможности интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем.
Виртуальный класс: программный продукт, обеспечивающий в синхронном режиме проведения групповых учебных занятий, деловых совещаний или маркетинговых мероприятий в виртуальной аудитории. Общение в виртуальном классе обеспечивается за счет текстового, голосового и видеочатов, демонстрации текстовых или изобразительных материалов, совместного рисования и письма на белой доске
Виртуальная лаборатория ДО - лаборатория удаленного доступа, в которой реальное учебно-исследовательское оборудование заменено средствами математического моделирования.
Дистанционная технология обучения: совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Дистанционное образование: образование, реализуемое посредством дистанционного обучения
Дистанционное обучение (ДО): обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.
Индивидуальное дистанционное обучение – дистанционное обучение по месту проживания (нахождения) индивидуального обучающегося, располагающего необходимыми аппаратно-программными средствами для обеспечения телекоммуникаций и обучения.
Информация (от лат. informare - давать сведения о чем-либо) - а) сведения об объектах и явлениях, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности; б)совокупность сведений, необходимых для активного воздействия на управляемую систему с целью ее оптимизации; в) набор узкоспециализированных данных, продуцируемых во всех сферах деятельности общества. При этом данные - это сигналы, количественные или качественные, об объекте, которые необходимо преобразовать таким образом, чтобы извлечь информацию. Потребительские свойства информации - достоверность, содержательность, актуальность, доступность для восприятия лиц, принимающих решения, - определяют качественные характеристики информации.
Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение (транспортировку) и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информации.
Информационно-образовательная среда ДО (ИОС ДО) – совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, используемая в дистанционных технологиях обучения.
Инструментальные средства ДО: программное и информационное обеспечение, используемое для представления учебных материалов в информационно-образовательной среде ДО.
Кейс-технология – вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мульти -медийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов традиционным или дистанционным способом.
Курс дистанционного обучения: структурированная учебная программа для пространственно распределенных учащихся, предъявляющая им цели обучения, образовательный контент для их достижения, иные дидактические инструменты, обеспечивающие достижение этой цели, а также, как правило, инструменты контроля и оценки обученности
Лаборатория удаленного доступа - подразделение учебной организации, оснащенное реальным учебно-исследовательским оборудованием с дистанционным доступом к нему по телекоммуникационным каналам связи.
Мультимедийные средства – интерактивные средства, позволяющие одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, видеофильмами, анимацией, текстом, речевым и звуковым сопровождением.
Новая информационная технология (НИТ) – информационная технология, в которой используются последние достижения информатики. В настоящее время НИТ – это компьютерная информационная технология.
Программное обеспечение ДО - системные и прикладные программы и программные комплексы, используемые в том или ином виде дистанционного обучения, включая инструментальные среды для создания обучающих программ и программных комплексов.
Проектирование курса дистанционного обучения (course design): процесс, состоящий в выборе цели обучения, подборе компонентов электронного курса, их структурировании, планировании учебного процесса на его основе, тестировании и апробации курса. Проектирование предшествует началу учебного процесса на основе разрабатываемого дистанционного курса
Сетевая технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым.
Система дистанционного обучения (СДО): программный продукт позволяющий осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. СДО - российский аналог термина LMS. Термин СДО может употребляться в более широком смысле - как образовательная информационная среда или как аппаратно-программный и связанный с ним организационный комплекс по предоставлению услуг по дистанционному обучению.
Сценарий курса: пошаговое описание воображаемых событий учебного процесса, основанное на взаимодействии обучаемого с контентом в зависимости от особенностей предъявляемой ему информации и побуждения к интеракциям
Тестовое задание: диагностическое задание в виде задачи или вопроса с четкой инструкцией к выполнению и с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий
Техническое обеспечение ДО – используемое в информационно-образовательной среде ДО вычислительное, телекоммуникационное, спутниковое, телевизионное, периферийное, множительное, офисное и другое оборудование, а также каналы передачи данных.
Тьютор: методист, преподаватель или консультант-наставник, входящий в профессорско-преподавательский состав системы ДО, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы дистанционного обучения.
Электронный учебно-методический комплекс -педагогическое программное средство, содержащее совокупность учебно-методических компонентов, составляющее проект системного описания учебного процесса по данной дисциплине, позволяющее организовать в полном объеме ее изучение и проконтролировать полученные при этом результаты, с использованием технологий дистанционного обучения.
Электронное учебное пособие –учебный курс, созданный с применением информационных технологий и предназначенный для образовательных целей 
  Задание 2. Внимательно прочтите рекомендации разработчикам учебных материалов от специалистов по теории обучения 
помогают определить содержание материала, включаемого в начало каждого урока;
 1. Начните урок с обзора предыдущего материала. Обучаемые лучше
включаются в работу над материалом, если в начале каждой новой темы по-
казать ее связь с предыдущим занятием. Напомните основные положения
предыдущего урока и покажите, как они связаны с новым материалом, который еще только предстоит изучать. 
 2. Предваряйте каждое занятие кратким описанием плана занятия и
ожидаемых результатов. Все усилия разработчиков учебных материалов
напрасны, если обучаемые плохо понимают, что от них хотят. Старайтесь
начать с изложения целей и плана занятия. Обратите внимание учащихся на
то, что они освоят в результате своей работы. 
 помогают определить содержание материала, включаемого в конец каждого урока;
 11. Проводите текущий контроль освоения материала. Постоянно
включайте в свои материалы задания и упражнения, позволяющие контролировать текущие результаты учения. Дифференцированная оценка результатов
выполнения таких заданий помогает индивидуализировать обучение, кон-
центрирует внимание учащихся на стоящей перед ними учебной задаче.  12. Включайте в задание не более одного вопроса одновременно. Если
надо задать обучаемым несколько вопросов или заданий, не размещайте не-
скольких заданий на одном экране. Предлагайте их последовательно (или со-
берите в кроссворд). 
 говорят о темпе движения учащихся по материалу;
 7. Ведите занятия в живом темпе. При работе с компьютером учащиеся сами выбирают оптимальный темп прохождения материала. Однако иногда они отвлекаются. Используйте средства контроля за темпом движения по
материалу, чтобы привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу.
 8. Фиксируйте переходы между темами. В каждый момент своей работы учащиеся должны знать, чем именно они занимаются. Найдите способ
напомнить, что в данный момент они перешли, скажем, к упражнениям, второму уроку, новой теме, конспекту занятий и т.п. Это достаточно просто сделать, например, выбрав различное оформление экранов, смену стандартных
заголовков и т.п. 
касаются языка и стиля изложения учебного материала;
 3. Излагайте материал сжато, точно, в простой и непринужденной
форме. Используйте простой и ясный язык. Старайтесь формулировать, как
можно точнее. Делайте логичные (естественные) переходы от одной посылки к другой. Избегайте возможных отступлений от принятой логики изложения
темы.
 4. Старайтесь всегда привести пример или продемонстрировать положения урока. Компьютер позволяет не только предложить учащимся текст,
рисунок, аудио- и/или видеозапись. Можно включить в материал последовательную демонстрацию излагаемых положений, позволить обучаемым самим
выполнять соответствующие действия под управлением обучающей про-
граммы. Старайтесь предоставить учащимся возможность действовать, выражать свои оценки и суждения. 
 9. Давайте учащимся ясные и полные указания. Включайте напоминания об ожидаемых действиях обучаемого в стандартные экранные формы. Не
забывайте делать выводы и подводить итоги в конце каждой изучаемой темы. 
говорят о мотивации обучаемых
 11. Проводите текущий контроль освоения материала. Постоянно
включайте в свои материалы задания и упражнения, позволяющие контролировать текущие результаты учения. Дифференцированная оценка результатов
выполнения таких заданий помогает индивидуализировать обучение, кон-
центрирует внимание учащихся на стоящей перед ними учебной задаче.  
 13. Развернуто комментируйте верные ответы учащихся. Учащимся
мало знать, что ответ верен. Им важно знать — почему. Например: "Действительно, текстовый процессор автоматически перемещает курсор в новую
строку. Поэтому нажимать клавишу перевод каретки в конце вводимой строки нет необходимости". 
 15. Заинтересовывайте учащихся. Хорошие материалы должны пробуждать и поддерживать у учащихся интерес к занятиям. Оформляйте учебный материал так, чтобы он соответствовал интересам учащихся. Поясняйте,
указывайте, почему они действительно должны освоить предлагаемый мате-
риал. 
 16. Включаемые в материал примеры и задания, должны соответствовать реальной жизни. Хорошие учебные материалы обычно включают и рас-сказ, и показ, и практические упражнения. Упражнения — составная частьизложения материала. Учащиеся должны что-то делать сами, а не только
смотреть и читать. Модели и тренажеры, включаемые в электронные учебные материалы, должны соответствовать условиям, в которых будут действовать обучаемые после окончания учебы. 
 касаются управления движением обучаемых по материалу;
 8. Фиксируйте переходы между темами. В каждый момент своей работы учащиеся должны знать, чем именно они занимаются. Найдите способ
напомнить, что в данный момент они перешли, скажем, к упражнениям, второму уроку, новой теме, конспекту занятий и т.п. Это достаточно просто сделать, например, выбрав различное оформление экранов, смену стандартных
заголовков и т.п. 
касаются вопросов и заданий, предлагаемых обучаемым. 
 5. Старайтесь задавать такие вопросы и задачи, которые посильны
учащимся. Занятия идут эффективнее, если учащиеся чувствует продвижение
по курсу. «Я понял! У меня получается!» Желательно формировать и поддерживать это ощущение. Пользуйтесь для этого возможностями индивидуализировать обучение, которые предоставляет компьютер. 
 6. Используйте лексику и языковые формы, которые знакомы учащимся. Выбирайте язык письменной (текст) и устной (аудио) речи в соответствии с ожидаемым культурным уровнем учащихся. Этот уровень надо оценить на первом этапе разработки учебных материалов (анализ целевой ауди-
тории). 
10. Используйте ясные правила оценки результатов учебной работы.
Учащиеся трудятся с большей охотой и желанием над отработкой навыков с
помощью компьютера, если они знают требуемый уровень отработки навыка.
Например: "Допускается не более одной опечатки на машинописной странице". Сформулируйте требования в начале обучения и постоянно используйте
их при предъявлении и оценке результатов выполнения заданий. Используй-
те возможности индивидуализации обучения, чтобы все обучаемые могли
достичь нужного уровня подготовки
 14. Переформулируйте вопрос, используйте подсказку при неверном
ответе учащегося. Ошибочно ответ учащегося дает достаточно сведений для
индивидуализации обучения. Хорошие электронные учебные материалы используют 2—3 уровня подсказок, предоставляют дополнительное время, добиваясь правильного выполнения задания каждым. Избегайте «программировать» неправильные ответы, не провоцируйте учащихся на совершение ошибочных действий. 
12. Включайте в задание не более одного вопроса одновременно. Если
надо задать обучаемым несколько вопросов или заданий, не размещайте не-
скольких заданий на одном экране. Предлагайте их последовательно (или со-
берите в кроссворд). 
Задание 3. Вы сгруппировали все рекомендации в семь групп. Объясните, по-

чему это произошло. 
Некоторые рекомендации попадают сразу в несколько групп из-а их универсальности. Все рекомендации являются частью учебного процесса, и соответственно могут пересекаться.
Задание 4. Познакомьтесь с содержанием занятия какого-нибудь ди-
станционного курса (например с сайта http://www.intuit.ru/) :
 проверьте, как в этом занятие выполняются рекомендации, касающиеся вопросов и заданий, предлагаемых обучающимся;
 выберите два таких вопроса и предложите возможный способ улучшить реакцию программы на эти вопросы. 
В курсе Microsoft PowerPoint 2010
-стараются всегда привести пример
-излагают материал точнов простой и непринужденной форме;
-используют простой и ясный языкформулировки достаточное точные
-Говорят о мотивации обучаемых
-Касаются языка и стиля изложения учебного материала
Чтобы улучшить реакцию программы нужно:
-не размещать несколько заданий на одном экране
- нет изложенной цели и плана каждого занятия
Задание 5. Познакомьтесь с четвертым занятием какого-нибудь ди-
станционного курса:
 проверьте, как в этом занятие выполняется каждая из рекомендаций
разработчику от специалистов по теории обучения;
 предложите два способа улучшения сценария в соответствии с обсуждаемыми рекомендациями. 
1. Начните урок с обзора предыдущего материала. Обучаемые лучше
включаются в работу над материалом, если в начале каждой новой темы по-
казать ее связь с предыдущим занятием. Напомните основные положения
предыдущего урока и покажите, как они связаны с новым материалом, который еще только предстоит изучать.

нет
2. Предваряйте каждое занятие кратким описанием плана занятия и
ожидаемых результатов. Все усилия разработчиков учебных материалов
напрасны, если обучаемые плохо понимают, что от них хотят. Старайтесь
начать с изложения целей и плана занятия. Обратите внимание учащихся на
то, что они освоят в результате своей работы.

Нет, в названии лекции указывается, чему будет посвящено занятие
3. Излагайте материал сжато, точно, в простой и непринужденной
форме. Используйте простой и ясный язык. Старайтесь формулировать, как
можно точнее. Делайте логичные (естественные) переходы от одной посылки к другой. Избегайте возможных отступлений от принятой логики изложения
темы.

да
4. Старайтесь всегда привести пример или продемонстрировать положения урока. Компьютер позволяет не только предложить учащимся текст,
рисунок, аудио- и/или видеозапись. Можно включить в материал последовательную демонстрацию излагаемых положений, позволить обучаемым самим
выполнять соответствующие действия под управлением обучающей про-
граммы. Старайтесь предоставить учащимся возможность действовать, выражать свои оценки и суждения.

Да (огромное количество принт-скринов), нет возможности выражать учащимися свои оценки и суждения
5. Старайтесь задавать такие вопросы и задачи, которые посильны
учащимся. Занятия идут эффективнее, если учащиеся чувствует продвижение
по курсу. «Я понял! У меня получается!» Желательно формировать и поддерживать это ощущение. Пользуйтесь для этого возможностями индивидуализировать обучение, которые предоставляет компьютер.

На первый взгляд занятие кажется эффективным, н требует начальной подготовки. Нет возможности «индивидуализировать» обучение
6. Используйте лексику и языковые формы, которые знакомы учащимся. Выбирайте язык письменной (текст) и устной (аудио) речи в соответствии с ожидаемым культурным уровнем учащихся. Этот уровень надо оценить на первом этапе разработки учебных материалов (анализ целевой аудитории).

Должен быть специализированный словарный запас для изучения курса
7. Ведите занятия в живом темпе. При работе с компьютером учащиеся сами выбирают оптимальный темп прохождения материала. Однако иногда они отвлекаются. Используйте средства контроля за темпом движения по
материалу, чтобы привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу.

Время не учтено
8. Фиксируйте переходы между темами. В каждый момент своей работы учащиеся должны знать, чем именно они занимаются. Найдите способ
напомнить, что в данный момент они перешли, скажем, к упражнениям, второму уроку, новой теме, конспекту занятий и т.п. Это достаточно просто сделать, например, выбрав различное оформление экранов, смену стандартных
заголовков и т.п.

Да, структурировано и есть логика
9. Давайте учащимся ясные и полные указания. Включайте напоминания об ожидаемых действиях обучаемого в стандартные экранные формы. Не
забывайте делать выводы и подводить итоги в конце каждой изучаемой темы.

Есть выводы, ест примечания
10. Используйте ясные правила оценки результатов учебной работы.
Учащиеся трудятся с большей охотой и желанием над отработкой навыков с
помощью компьютера, если они знают требуемый уровень отработки навыка.
Например: "Допускается не более одной опечатки на машинописной странице". Сформулируйте требования в начале обучения и постоянно используйте
их при предъявлении и оценке результатов выполнения заданий. Используйте возможности индивидуализации обучения, чтобы все обучаемые могли
достичь нужного уровня подготовки.

Оценки нет
11. Проводите текущий контроль освоения материала. Постоянно
включайте в свои материалы задания и упражнения, позволяющие контролировать текущие результаты учения. Дифференцированная оценка результатов
выполнения таких заданий помогает индивидуализировать обучение, кон-
центрирует внимание учащихся на стоящей перед ними учебной задаче. 

Да. Без выполненного задания, выполнение последующих заданий не получится
12. Включайте в задание не более одного вопроса одновременно. Если
надо задать обучаемым несколько вопросов или заданий, не размещайте нескольких заданий на одном экране. Предлагайте их последовательно (или со-
берите в кроссворд).

нет
13. Развернуто комментируйте верные ответы учащихся. Учащимся
мало знать, что ответ верен. Им важно знать — почему. Например: "Действительно, текстовый процессор автоматически перемещает курсор в новую
строку. Поэтому нажимать клавишу перевод каретки в конце вводимой строки нет необходимости".

Комментариев по поводу ошибок нет
14. Переформулируйте вопрос, используйте подсказку при неверном
ответе учащегося. Ошибочно ответ учащегося дает достаточно сведений для
индивидуализации обучения. Хорошие электронные учебные материалы используют 2—3 уровня подсказок, предоставляют дополнительное время, добиваясь правильного выполнения задания каждым. Избегайте «программировать» неправильные ответы, не провоцируйте учащихся на совершение ошибочных действий.

нет
15. Заинтересовывайте учащихся. Хорошие материалы должны пробуждать и поддерживать у учащихся интерес к занятиям. Оформляйте учебный материал так, чтобы он соответствовал интересам учащихся. Поясняйте,
указывайте, почему они действительно должны освоить предлагаемый мате-
риал.

Да
16. Включаемые в материал примеры и задания, должны соответствовать реальной жизни. Хорошие учебные материалы обычно включают и рас-
сказ, и показ, и практические упражнения. Упражнения — составная часть
изложения материала. Учащиеся должны что-то делать сами, а не только
смотреть и читать. Модели и тренажеры, включаемые в электронные учебные материалы, должны соответствовать условиям, в которых будут действовать обучаемые после окончания учебы.

Да, в наше время всё в курсе актуально
Задание 5. Создайте денотатный граф «Дистанционное обучение»: 

Комментариев нет:

Отправить комментарий