Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
Личностный потенциал ученика – это совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных.
Под индивидуальной образовательной траекторией понимается содержание образования и уровни его освоения, в соответствии с государственным образовательным стандартом и запросом ученика для достижения личностно значимых образовательных результатов в рамках учебного плана лицея (из Положения об индивидуальной образовательной траектории учащегося).
Способы организации обучения по
индивидуальной траектории:
lПервый способ -
дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается
подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени
сложности, направленности или другим параметрам. Для этого учеников обычно
делят на группы по типу способные, средние, отстающие.
lВторой способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области.
lВторой способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области.
Комплекс
факторов выбора индивидуального образовательного маршрута определяется:
lособенностями, интересами и потребностями самого
ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
lпрофессионализмом педагогического коллектива;
lвозможностями школы удовлетворить
образовательные потребности учащихся;
lвозможностями материально-технической базы школы
Что же такое сетевые коммуникации? Если рассмотреть это словосочетание по отдельности, получим:
Коммуникация (по Далю) – это сообщение, пути, дороги, средства связи (а в общем смысле – это обмен информацией между индивидами).
Сетевые – ориентированные на работу массовых пользователей в глобальных сетях, например, в Интернет.
Таким образом: сетевые коммуникации – средства обмена информацией через Интернет.
Цель сетевой коммуникации: решение повседневных задач, обучение и сбор информации об окружающем мире, сохранение информации, используя средства сети Интернет. Сетевые коммуникации способствуют повышению уровня информационной культуры, развитию коммуникативных навыков, самовыражению, самообразованию и постоянному обмену опытом.
В настоящее время есть пять классических форм сетевых коммуникаций: электронная почта, списки рассылки, чат («дружеский разговор, беседа, болтовня» – он-лайн–общение), форум («свободная дискуссия», общение в офф-лайн), теле и видеоконференции («обсуждение на расстоянии»).
Перечисленные формы сетевых коммуникаций уже прочно завоевали свое место в Интернете, но в настоящее время на смену им пришли уже принципиально новые социальные сервисы сетевых коммуникаций. Под социальным сервисом обычно понимают такой Интернет-проект, который основан на организации взаимодействия между людьми (взаимодействия людей друг с другом, а не людей с информацией).
Одними из самых распространенных социальных сервисов являются:
Средства для хранения закладок. Подобное средство предоставляется и обычным браузером, с помощью которого пользователь просматривает Интернет-сайты, но закладки оказываются «привязанными» к конкретному компьютеру. Закладки, добавленные с помощью социальных средств хранения закладок будут доступны с любого компьютера, подключенного к Интернет. Подобные средства для хранения закладок можно использовать как источник и хранилище ссылок на учебные материалы. Лидером среди русскоязычных сервисов для хранения закладок стал сервис БобрДобр, который ориентирован на коллективную работу с информацией и предлагает средства для ее поиска и хранения. При групповой работе сервис позволяет совместно работать над информацией (просматривать, оценивать, дополнять). В рамках обучения в Марийском региональном центре повышения квалификации и переподготовки кадров (МРЦПК) слушатели не только знакомятся с созданной коллекцией закладок по их профессиональным интересам, но и самостоятельно создают на bobrdobr.ru собственную группу и пополняют ее закладками для дальнейшего использования в педагогической практике.
Социальные сетевые сервисы для хранения мультимедийных ресурсов — это средства сети Интернет, которые позволяют бесплатно хранить, обмениваться цифровыми фото, аудио- и видеозаписями, текстовыми файлами, презентациями, а также организовывать обсуждение ресурсов. Они могут быть использованы как источник учебных материалов (учебные видеофильмы, фотографии по различным темам, аудио и видеозаписи выступлений ученых, очевидцев событий и т.д.), а также как средство для хранения школьных видео–, фото–, аудиоархивов и творческих работ.
Блоги (сетевые дневники) — это сервис Интернет, позволяющий любому пользователю вести записи любых текстов. В педагогической практике блоги могут служить площадкой для педагогических дискуссий или для организации обучения школьников по основным и дополнительным курсам. Блог может быть использован как среда для записей событий собственной научной, деловой или личной жизни. Во многих случаях такая форма более удобна, чем рассылка массовых сообщений по электронной почте. Кроме того, в блогах можно организовать своеобразный «виртуальный факультатив» в рамках которого педагог может консультировать учащихся в удобное для него время. С возможностями блогов, связанными с функциями оперативной обратной связи, слушатели курсов повышения квалификации, проходящих в МРЦПК, знакомятся, оставляя собственные комментарии на блоге МРЦПК и получая своевременные комментарии на них.
ВикиВики – это средство для быстрого создания и редактирования коллективного гипертекста. То есть можно создать страницу, которую затем будут наполнять и редактировать другие участники. В Вики можно организовать аннотирование учебных материалов, совместно создавать виртуальные экскурсии, творческие работы. Самые яркие представители Wiki — это Wikipedia и проект Летописи. Wikipedia — открытая энциклопедия, составляемая всеми пользователями Интернета на всех языках мира. Задача проекта Летописи.Ру — дать школьникам, студентам и преподавателям возможность вместе создавать коллективный гипертекст, соавторы которого собирают и представляют исторические события малых городов, поселков, сел и деревень России. Проект Летописи.Ру учит участников творчеству (созданию своих уникальных страниц, записей и историй о которых никто другой не расскажет), толерантности (коллективный гипертекст требует доброжелательности и взаимопонимания соавторов), технологиям (ВикиВики, живые журналы…). В рамках занятия «Образовательные ресурсы Интернет в деятельности учителя-предметника» слушатели рассматривают проекты, реализованные в рамках Летописей, их направленность, диапазон участников и многое другое.
Социальные геосервисы – это сервисы сети Интернет, которые позволяют находить, отмечать, комментировать, снабжать фотографиями различные объекты в любом месте на изображении Земного шара с достаточно высокой точностью, используются реальные данные, полученные с помощью околоземных спутников. Такие сервисы являются незаменимым источником карт и изображений местности при изучении географии, истории, краеведения, иностранных языков, они могут быть использованы как платформа для решения исследовательских задач по различным предметам, связанных с вычислениями расстояний, подбором кратчайшего пути, сравнением особенностей разных местностей и т.д. Наиболее известные и распространенные географические сервисы предоставляются группой Google. Это:
Google Maps – сервис представляет собой карту и спутниковые снимки всего мира (а также Луны и Марса), карта автомобильных дорог, с поиском маршрутов.
Google Street View — позволяет посмотреть на улицы с точки зрения водителя (совершить виртуальное путешествие).
Карты Google – один из самых «захватывающих» социальных сервисов. Слушатели МРЦПК учатся находить населенные пункты, прокладывать маршруты, искать организации и многое другое. Кроме этого, они знакомятся с возможностями сервиса Wikimapia.org, а именно с возможностью привязки фотографий к местности.
В настоящее время наблюдается широкий процесс информатизации сферы образования, который характеризуется в первую очередь широким внедрением современных информационных технологий процесс обучения. Информатизация образования позволяет удовлетворить информационные потребности не только одной отдельной личности, но и показывает, что вновь созданная информация становится достоянием всего человечества, способствует созданию «открытого» общества. В этой связи особую роль играют современные социальные сервисы.
Список использованных источников:
- http://ito.edu.ru
- Тим О’Рейли “Что такое Веб 2.0” // “Компьютерра online”. 2005
- http://www.computerra.ru
- Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. - М., ПЕР-СЭ, 2006. - С. 112.
- http://ppt4web.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий