Технология обучения - это составная процессуальная
часть дидактической
системы (М.Чошанов).
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного
процесса (В.П. Беспалько).
Педагогическая
технология – это набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и
гарантирующих конечный планируемый результат (В.М. Монахов).
Педагогическая
технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех
личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для
достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Педагогическая
технология – это упорядоченная совокупность действий, операции и
процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата
в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А. Сластенин).
Педагогическая технология —
совокупность знаний о способах и средствах осуществления педагогического
процесса (О.С. Гребенюк, М.И.Рожков)
Педагогическая
технология - это совокупность правил и соответствующих им
педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и
воспитание школьника (Т.Б. Гребенюк).
В педагогической литературе существует четыре основных
подхода к понятию «технология обучения»
(«педагогическая технология»), а именно:
технология определяется как дидактическая концепция, часть педагогической науки
(Б.Т.Лихачев, П.И.Пидкасистый, М.А.Чошанов и др.); как педагогическая система
(В.П.Беспалько, В.В.Гузеев и др.); как педагогический процесс (В.С.Безрукова,
М.М.Левина, В.Д.Симоненко и др.); как процедура (алгоритм) деятельности учителя
и учащихся (В.М.Монахов, В.В.Сериков, В.А.Сластелин и др.). Наиболее близким к
нашему пониманию технологии обучения является рассмотрение технологии как
процедуры деятельности участников педагогического процесса.
Технология
обучения- это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно
обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью
эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет место
при традционных моделях обучения. Это базовое определение может быть
модифицировано в тех значениях, когда технология обучения выступает как
определенный задачами логически структурированный дидактический процесс,
инвариантно протекающий под влиянием определенных педагогических условий и
обеспечивающий прогнозируемый результат, либо как целостная система концептуально
и практически значимых идей, принципов, методов, средств обучения,
гарантирующая достаточно высокий уровень эффективности и качества обучения при
ее последующем воспроизведении и тиражировании.
Технология обучения - комплекс взаимосвязанных форм, методов, приемов и средств обучения,
направленный на формирование у субъекта обучения знаний, умений и навыков,
необходимых для освоения конкретной учебной дисциплины.
Определение
«педагогической технологии»
«В нашем понимании педагогическая
технология является содержательным
обобщением , вбирающим в себя
смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология»
может быть представлено тремя аспектами.
1) научным: педагогические
технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели,
содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание
(алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для
достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление
технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных,
инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая
технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные
пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов,
применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Понятие «педагогическая технология»
в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных
уровнях:
1) Общепедагогический
(общедидактический) уровень: общепедагогическая
(общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный
процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения.
Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее
включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм
деятельности субъектов и объектов процесса.
2) Частнометодический (предметный)
уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении
"частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для
реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного
предмета, класса, учителя (методика (пер. стр. 15-16) преподавания предметов,
методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет
собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного
процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология
отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных
личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология
повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Различают еще технологические
микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую
технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию
(технологический процесс).
Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на
отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.
Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной
последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых
средств.
Терминологические нюансы.
В литературе и практике работы школ термин педагогическая
технология часто применяется
как синоним понятия педагогическая
система. Как уже отмечалось
выше, понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней,
и самих субъектов и объектов деятельности.
Понятие педагогической технологии
частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием
методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В
технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная
компоненты, в методиках -- целевая, содержательная, качественная и
вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей
воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если
талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители...). Смешение
технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав
технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии -- в состав методик
обучения.
Встречается также применение
терминов-ярлыков, не совсем научно корректное, утвердившееся за некоторыми
технологиями (коллективный способ обучения, метод Шаталова, система Палтышева, вальдорфская педагогика и др.). К сожалению, избежать
терминологических неточностей, затрудняющих понимание, не всегда удается».
О становлении «образовательной
технологии» как направлении зарубежной педагогики «Педагогической технологией
обычно называют направление зарубежной педагогики, которое имеет целью
повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение
обучаемыми запланированных результатов обучения (М. В. Кларин, 1989).
Собственно словосочетание «педагогическая технология» является неточным
переводом английского aneducationaltechnology — «образовательная технология».
До недавних пор эта неточность не вызывала никакого дискомфорта. Но в последнее
время под названием «педагогическая технология» все чаще фигурируют в России
работы, посвященные проблемам воспитания. В связи с этим появляется нужда в
размежевании. Можно принять термин «дидактическая технология», как это имеет
место, например, в Болгарии, или «образовательная технология», что наиболее точно
соответствует изначальному смыслу. В рамках настоящей работы будет
использоваться второй вариант.
Попытки внести технологию в учебный
процесс не прекращались все наше столетие. Приблизительно до середины 50-х
годов они были связаны с созданием некоей технической среды, комплекса
автоматизированных средств для традиционного обучения. С середины 50-х годов
появился новый технологический подход к построению самого учебного процесса. Но
и первый подход продолжает развиваться по пути освоения новых информационных
технологий. Оба направления все более смыкаются, меняя саму парадигму
образования. Сегодня понятие образовательной технологии может рассматриваться
широко как область педагогической науки и как конкретная образовательная
технология. Это будет основным объектом нашего внимания в предлагаемой Вам
книге».
ВЫВОД: технологический подход в образовании возник в конце 50-х-начале 60-х годов двадцатого
века. В педагогической литературе существуют четыре основных подхода к понятию
«технология обучения».Педагогические
технологии создавались для того, чтобы сделать результат обучения более
предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя. Следовательно, важной
особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование
его другими. Педагогическая технология изначально должна
лишаться личностного оттенка. Нам более близко понятие педагогическойтехнологииТ.Б.
Гребенюк- это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и
способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника.
Список использованных источников:
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –
М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
5. Чошанов М. A. Гибкая технология
проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. -- М.: Народное образование, 1996. -
160 с
6. Алексеев Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи //Педагогика
и логика. —М.: Касталь, 1993.—С.385
7. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.:
Сентябрь, 1996. — C. 8-9
8. ГребенюкТ.Б.
Дидактика и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов
педагогического факультета. / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996.
9. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Терминологический словарь. Педагогическиетехнологии,
1999.
Комментариев нет:
Отправить комментарий