Основные направления информатизации образования

Информатизация – это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания
во всех общественно значимых видах человеческой деятельности
Информатизация – это широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития (ЮНЕСКО)
Информатизация образования представляет собой область
научно-практической  деятельности человека, направленной
на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование
новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания
Этапы информатизации образования:
  • Электронизация (характеризовался широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс обучения и предполагал обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики)
·         -Компьютеризация (характеризуется использованием диалогового взаимодействия человека с компьютером (обучающиеся впервые получили возможность, работая на компьютере, взаимодействовать с моделями- «заместителями» реальных объектов и управлять объектами изучения). В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом )
  • информатизация образовательного процесса (характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий)
Тенденции развития информатизации образования:
1) формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;
2) создание единого информационного образовательного пространства;
3) активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;
4) синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;
5) создание системы опережающего образования.
Социальные последствия процесса информатизации образования:
Существенно меняется роль и место преподавателя и ученика в системе «учитель - информационная технология обучения – ученик»
Комплексное развитие личности и способностей человека при правильном использовании таких технологий, как мультимедиа-технологии, Internet-технологии, Web-дизайн
Преподаватель перестает быть просто «репродуктором» знаний, становится разработчиком новых технологий обучения
Основные направления развития информатизации образования:
1. Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества периода массовой коммуникации и глобализации
2. Проектирование педагогических технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование умений осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, передаче, продуцированию учебной информации
3. Развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации современного общества
4. Педагогико-эргономическая оценка качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, и ее сертификация
5. Автоматизация процессов обработки результатов учебного эксперимента, в том числе удаленного доступа
6. Реализация возможностей учебного информационного взаимодействия и потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей как основы функционирования Единого информационного образовательного пространства системы непрерывного образования
7. Реализация дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий в процесс освоения предметных областей
8. Создание информационной среды управления учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения, разработка автоматизированных систем педагогического тестирования, информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления
9. Нормативно-правовое обеспечение защиты авторских прав разработчиков педагогической продукции и интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде
10. Предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ в образовательных целях
11. Использование средств ИКТ в целях повышения качества и эффективности образовательной и управленческой деятельности в образовательном учреждении
12. Подготовка кадров информатизации общего, профессионального и дополнительного образования
Основные направления использования ИКТ в учебном процессе:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
 2) проведение виртуальных лабораторных работ
с использованием обучающих программ
 3) закрепление изложенного материала (тренинг- разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);
4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы энциклопедии, развивающие программы);
6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков
по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

2 комментария: