Адаптация —
процесс и результат становления индивида социальным существом.
Адаптивность
образовательной среды способность образовательной среды устанавливать
соответствие между предлагаемыми образовательными услугами
и образовательными запросами общественности, создавать и поддерживать
условия для продуктивной работы педагогических кадров.
Анализ — мысленное
разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и
качеств явления.
Анкетирование —
метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных
листов (анкет).
Аннотирование —
краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного
смысла
Беседа —
диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы
вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение
ими уже изученного
Взаимодействие —
процесс совместного выполнения некоторого действия, влияние субъектов этого
процесса друг на друга.
Внушаемость - особая
податливость человека внушению - воз действию окружающих людей, без
критической оценки этого воздействия.
Возраст — период
развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей
формирования организма и личности.
Возрастной подход в
воспитании — учет и использование закономерностей развития личности
(физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических
особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
Воспитание —
специально организованная деятельность, направленная на формирование
определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и
воспитанников в рамках воспитательной системы.
Гипотеза исследования —
научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и
теоретической проверке.
Деятельность – форма
психической активности личности, направленная на познание и преобразование
мира и самого человека. Включает цель, мотив, способы, условия
и результат.
Деятельность
педагогическая – профессиональная деятельность, направленная на создание
в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития
и саморазвития личности и выбора возможностей свободного
и творческого самовыражения. Выделяют три модели педагогической
деятельности – педагогику принуждения, педагогику полной свободы, педагогику
сотрудничества.
Дидактика – теория
образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является
обучение как средство образования и воспитания человека, т.е.
взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее
организованное преподавателем усвоение содержания образования.
Дифференциация -
ориентация образовательных учреждений на развитие интересов, склонностей,
способностей и педагогических возможностей обучающихся.
Задача педагогическая –
осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе
решений и плана необходимых действий.
Инновация
педагогическая целенаправленное изменение, вносящее в образовательную
среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных
частей, компонентов и самой образовательной системе в целом.
Интеграция —
объединение в целое каких-либо частей.
Информатизация
образования – массовое внедрение в педагогическую практику методов,
средств сбора, обработки, передачи и хранения информации, а также
педагогических технологий, основанных на этих средствах, с целью создания
условий для перестройки познавательной деятельности и усиления
интеллектуальных возможностей обучаемых.
Исследование научное
педагогическое – процесс формирования новых педагогических знаний, вид
познавательной деятельности, направленный на открытие объективных
закономерностей обучения. Выделяют три уровня педагогических исследовании:
эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке;
теоретический – выдвигаются и формулируются основные, общие,
педагогические закономерности, позволяющие объяснить раннее открытые факты
и предсказать их будущее развитие; методологический – на базе эмперических
и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы
исследований педагогических явлений, построения теорий.
Качество образования –
определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного
и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе
в соответствии с планируемыми целями. Качество образования измеряется
его соответствием образовательному стандарту, зависит от уровня престижности
образования в общественном сознании и системе государственных
приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности
образовательных учреждений, современной технологии управления ими.
Когнитивная сфера –
сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами
и сознанием, включающая в себя знания человека о мире
и самом себе.
Когнитивное развитие –
процесс формирования и развития когнитивной сферы человека,
в частности его восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления
и речи.
Компетентность
преподавателя профессиональная – владение преподавателем необходимой суммой
знаний, умений, навыков, определяющих сформированность его педагогической
деятельности, педагогического общения и личности педагога как носителя
определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.
Лекция – метод обучения,
последовательное монологическое изложение системы идей в определенной
последовательности.
Личностный подход —
последовательное отношение педагога к ребенку как личности, как
самостоятельному субъекту собственного развития и воспитательного
взаимодействия.
Личность – человек как
представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию
среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой
общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается
личностью, а становится ею в процессе социализации.
Метод проектов –
система обучения, в которой знания и умения учащихся приобретают
в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся
практических занятий.
Методика образования –
описание конкретных приемов, способов педагогической деятельности
в отдельных образовательных процессах.
Методика
педагогического исследования – совокупность приемов, способов организации
и регуляции педагогического исследования, порядок их применения
и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной
цели.
Методология — 1)
система принципов и способов организации и построения теоретической и
практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность
методов, применяемых в какой-либо науке.
Методы воспитания —
совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития
потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек
поведения, его корректировки и совершенствования.
Методы обучения –
система последовательных, взаимосвязанных действий преподавателя
и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие
умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами
самообразования и самообучения.
Методы педагогического
исследования — способы получения научной информации с целью установления
закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Наблюдение —
целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого
фиксируются наблюдателем.
Образование –
1. Процесс и результат усвоения определенной системы знаний
в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся
констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных
уровней (цензов). 2. Специально организованная в обществе система
условий и учебно-образовательных, методических и научных органов
и учреждений, необходимых для развития человека. 3. Процесс
изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний
и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного,
непрерывного овладения новыми знаниями, умениями, навыками в связи
с изменяющимися условиями жизни.
Образованность личности —
характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью
систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и
познавательной деятельности.
Образовательная модель
– образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание
образования, проектирование учебных программ, частные цели руководства
деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля
и отчетность, способы оценки процесса обучения.
Образовательный процесс
– совокупность учебного и самообразовательного процессов, направленных на
решение задач образования, воспитания и развития личности
в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Обучение – пробуждение
и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения
к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения
и применения в личной практике.
Оценка —
определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях
учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных
программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
Педагогика –
совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание,
образование и обучение.
Педагогический процесс
– целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи
воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью,
сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее
полному развитию и самореализации личности.
Предмет педагогики –
процесс направленного развития и формирования человеческой личности
в условиях ее обучения, воспитания, образования.
Прогнозирование —
научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и
оперативных планов педагогической работы.
Психология
педагогическая – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы
обучения, психологические основы педагогической деятельности.
Рефлексия —
внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или
отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества,
семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.
Самоактуализация (самореализация)
— стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих
личностных возможностей.
Самообразование —
самостоятельное овладение человеком знаниями, умениями и навыками,
соврешенствование уровня самого образования.
Самоопределение -
самостоятельный этап социализации, внутри которого индивид приобретает
готовность к самостоятельной, созидательной деятельности на основе осознания и
соотнесения себя со сферами жизнедеятельности, при условии которых человек
становится способным принимать самостоятельные решения относительно жизненно
важных целей.
Способности —
индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями
успешного осуществления определенного рода деятельности.
Система образования –
совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ
и государственных образовательных стандартов различного уровня
и направленности.
Система педагогическая
– совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых
для создания организационного, целенаправленного педагогического влияния на
формирование личности с заданными качествами.
Тест —
стандартизированная процедура измерения.
Тестирование —
целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в
строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые
характеристики педагогического процесса.
Технология —
проект, разработка, описание процесса воспитания (обучения), по которому
педагог осуществляет конкретную работу.
Учебная деятельность –
процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или
изменения старых.
Учение —
целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика,
заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении
воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической
деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных
потребностей.
Цель — осознанный
образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие
человека.
Ценностные ориентации –
избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям,
система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании
и поведении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий