Глоссарий по педагогике

Адаптация — процесс и результат становления индивида социальным существом.
Адаптивность образовательной среды способность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами общественности, создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров.
Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.
 Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).
 Аннотирование — краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла
Беседа — диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного
 Взаимодействие — процесс совместного выполнения некоторого действия, влияние субъектов этого процесса друг на друга.
Внушаемость - особая податливость человека внушению - воз действию окружающих людей, без критической оценки этого воздействия.
Возраст — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.
Возрастной подход в воспитании — учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
Воспитание — специально организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.
Гипотеза исследования — научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.
Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Включает цель, мотив, способы, условия и результат.
Деятельность педагогическая – профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Выделяют три модели педагогической деятельности – педагогику принуждения, педагогику полной свободы, педагогику сотрудничества.
Дидактика – теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное преподавателем усвоение содержания образования.
 Дифференциация - ориентация образовательных учреждений на развитие интересов, склонностей, способностей и педагогических возможностей обучающихся.
Задача педагогическая – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.
Инновация педагогическая целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системе в целом.
Интеграция — объединение в целое каких-либо частей.
Информатизация образования – массовое внедрение в педагогическую практику методов, средств сбора, обработки, передачи и хранения информации, а также педагогических технологий, основанных на этих средствах, с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых.
Исследование научное педагогическое – процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения. Выделяют три уровня педагогических исследовании: эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке; теоретический – выдвигаются и формулируются основные, общие, педагогические закономерности, позволяющие объяснить раннее открытые факты и предсказать их будущее развитие; методологический – на базе эмперических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследований педагогических явлений, построения теорий.
Качество образования – определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями. Качество образования измеряется его соответствием образовательному стандарту, зависит от уровня престижности образования в общественном сознании и системе государственных приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности образовательных учреждений, современной технологии управления ими.
Когнитивная сфера – сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и самом себе.
Когнитивное развитие – процесс формирования и развития когнитивной сферы человека, в частности его восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.
Компетентность преподавателя профессиональная – владение преподавателем необходимой суммой знаний, умений, навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.
Лекция – метод обучения, последовательное монологическое изложение системы идей в определенной последовательности.
Личностный подход — последовательное отношение педагога к ребенку как личности, как самостоятельному субъекту собственного развития и воспитательного взаимодействия.
Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации.
Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащихся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических занятий.
Методика образования – описание конкретных приемов, способов педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.
Методика педагогического исследования – совокупность приемов, способов организации и регуляции педагогического исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.
Методология — 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методы воспитания — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.
Методы педагогического исследования — способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Наблюдение — целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Образование – 1. Процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней (цензов). 2. Специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека. 3. Процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями, навыками в связи с изменяющимися условиями жизни.
Образованность личности — характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.
Образовательная модель – образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения.
Образовательный процесс – совокупность учебного и самообразовательного процессов, направленных на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Обучение – пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике.
Оценка — определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение.
Педагогический процесс – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.
Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, воспитания, образования.
Прогнозирование — научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов педагогической работы.
Психология педагогическая – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения, психологические основы педагогической деятельности.
Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.
Самоактуализация (самореализация) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Самообразование — самостоятельное овладение человеком знаниями, умениями и навыками, соврешенствование уровня самого образования.
Самоопределение - самостоятельный этап социализации, внутри которого индивид приобретает готовность к самостоятельной, созидательной деятельности на основе осознания и соотнесения себя со сферами жизнедеятельности, при условии которых человек становится способным принимать самостоятельные решения относительно жизненно важных целей.
Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Система образования – совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности.
Система педагогическая – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организационного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.
Тест — стандартизированная процедура измерения.
Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Технология — проект, разработка, описание процесса воспитания (обучения), по которому педагог осуществляет конкретную работу.

Учебная деятельность – процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых.
Учение — целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Ценностные ориентации – избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий