Педагогический дизайн – приведенное в систему
использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и
обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных
материалов. (Дизайн мультимедийного урока: методика,
технол. приемы, фрагменты уроков, Георгий
Осипович Аствацатуров)
Педагогический
дизайн – это
систематическое (приведенное в систему) использование знаний (принципов) об
эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования,
разработки, оценки и использования учебных материалов (Уваров А.Ю.,
Педагогический дизайн)
Педагогический
дизайн – область, в
рамках которой предписываются конкретные педагогические действия для достижения
желаемых педагогических результатов; процесс принятия решений о наилучших
педагогических методах для осуществления желаемых изменений в знаниях и навыках
с учетом конкретного содержания курса и целевой аудитории(Моисеева М.В., Полат Е.С. Интернет-обучение:
технологии педагогического дизайна)
педагогический дизайн – это область науки и практической
деятельности, основывающаяся на теоретических положениях педагогики, психологии
и эргономики, занимающаяся вопросами разработки учебного материала, в том
числе, на основе информационных технологий и обеспечивающая наиболее
рациональный, эффективный и комфортный образовательный процесс (Педагогический дизайн и его
значение для развития информационных образовательных технологий, Кречетников
Константин Геннадьевич)
«педагогический
дизайн – область, в рамках которой предписываютсяконкретные педагогические
действия для достижения желаемых педагогическихрезультатов; процесс принятия
решений о наилучших педагогических методах дляосуществления желаемых изменений
в знаниях и навыках с учетом конкретного содержаниякурса и целевой аудитории» (Подковырова
В.Н.)
Педагогический дизайн это направление педагогической науки связанное с
разработкой и изучением ситуаций, условий, сценариев и объектов, обеспечивающих
успешное обучение.
Педагогический дизайн это деятельность, которая включает в себя:
процесс спецификации учебной системы, описание необходимых и формируемых
знаний, умений и компетенций, сценариев обучения, деятельности и ресурсов,
которые используются внутри этих сценариев.
Система обучения представляет собой структурированный набор материалов, ресурсов, сервисов, человеческой или технологической инфраструктуры, которые поддерживают обучения. Жильберт Пакетт утверждает, что такая система может быть описана в терминах четырех моделей:
1. модель знаний, которая описывает содержание
обучения, текущие и целевые компетентности (область - инженерия знаний);
2. модель обучения, в которой определена структура
курса, учебные деятельности, человеческие ресурсы, инструменты, и других
ресурсов, необходимых для обучения (педагогический дизайн);
3. медийная модель, необходимая для создания
дизайна веб-сайта или других ресурсов, а так же всех материалов, используемых
на сайте независимо от его формата (разработка программного обеспечения);
4. модель представления, реализации обучения,
которая описывает роль актеров в момент поставки учебного процесса, инструменты
и каналы связи, план реализации, управления и обслуживания системы обучения. (http://letopisi.ru/index.php/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD)
Педагогический дизайн – спланированный и систематический процесс,
предусматривающий прохождение проекта через следующие пять стадий (модель
ADDIE):
1. анализ (анализируются
потребности в обучении);
2. дизайн
(разрабатываются планы и кратко сформулированные дизайнерские предложения,
направленные на удовлетворение потребностей в обучении и достижение
запланированных результатов);
3. разработка (планы и
дизайнерские предложения преобразуются в учебные материалы);
4. реализация (учебные
материалы используются учащимися);5. оценка эффективности (учебные материалы
оцениваются и, при необходимости, корректируются. Это происходит в течение
всего процесса) (Сапуглецев И.Н. педагогический дизайн в условиях
икт-инфраструктуры образовательной среды)
Понятие
«педагогический дизайн» было разработано в начале 1940-х годов американским
учёным Робертом Ганже, выполнявшим заказ Вооружённых сил США, которые и
финансировали исследования в данной инновационной сфере. Психологическим
основанием данной категории в дидактике стала теория бихевиоризма. Принципы
бихевиористской теории обучения были сформулированы Э. Торндайком. Процесс
учения, по Э. Торндайку, заключается в «установлении определенных связей между
данной ситуацией и данной реакцией», а также в упрочнении этих связей. В
качестве основных законов образования и связи между стимулом и реакцией он
указывает закон эффекта, закон повторяемости (упражняемости) и закон
готовности.
В 60-80-х гг. ХХ века поступательное развитие
бихевиористской теории обучения привело к качественному познавательному
(когнитивному) перевороту и фактически сформировало педагогический дизайн в его
современной форме: как дисциплину и технологию, которая поддерживает
индивидуальное развитие когнитивных учебных процессов. В то же время
классическое исследование процесса познания дополняется конструктивистскими
течениями. Таким образом, современные модели педагогического дизайна в западной
педагогике имеют бихевиористские, когнитивистские и конструктивистские черты и
опираются на следующие директивные положения:
1) структурированный подход (англ. Structured approach),
который обеспечивает контроль учащегося за постепенно разворачивающемся учебным
процессом в приобретении когнитивных навыков;
2) открытый подход (англ. Discovery approach), который
фокусируется на самостоятельности и самоорганизации учащегося, на целостном
задании, на взаимодействии метакогнитивных стратегий по учению в группах.
С 1980-х гг. компьютерные технологии стали фактически
неотъемлемой частью педагогического дизайна, за технологией создания
образовательных Web-ресурсов закрепился термин «Instructional design», что
определяет его как совокупность двух технологий: технологии педагогического
проектирования, направленной на построение методической теории для конкретной
предметной области, и технологий Web-дизайна, направленных на компьютерную
реализацию этой методической теории для Internet-пространства. В реальных
условиях европейского образования подготовка учебных сетевых ресурсов ведётся,
как правило, командой, в которую входят сценарист, художник, программист,
тематические консультанты и т.д. Согласно англо-русскому словарю, термин
«Instructional» переводится как образовательный, воспитательный, учебный.
Термин «design» переводится как намерение, замысел, проект, план, цель, чертёж,
конструкция, рисунок, произведение искусства. Помимо instructional design
(разработка учебных материалов), на Западе выделяют следующие сегменты
исследуемой нами области: learning design (разработка учебного процесса),
learning environment design (разработка учебной среды) и т
Комментариев нет:
Отправить комментарий